НИКФИ / Галерея / Публикации / ОСНОВЫ СТЕРЕОГРАФИИ

ОСНОВЫ СТЕРЕОГРАФИИ

Александр Мелкумов

Зав. Сектором цифрового стереокино ОАО НИКФИ

Информация с сайта www.stereokino.ru

На волне возрождения трехмерного формата в кинематографе появился термин -стереограф, обозначающий новую профессию кинематографиста, якобы владеющего знаниями, как правильно вести стереосъемку. Любая профессия предполагает наличие самого объекта знания. Так, колорист владеет знаниями цветоведения, ассистент оператора по экспозиции – знаниями экспонометрии.Следовательно, было бы логичным, чтобы стереограф владел элементарными знаниями стереографии. Не вдаваясь в дискуссию о том, нужно ли готовить новых специалистов для съемочной площадки, или его функции должны стать дополнительными сегментом ответственности непосредственно автора изображения – кинооператора фильма, предметом данной статьи является  – стереография в кинематографе.

Данная статья не является оригинальной, а всего лишь обработкой и современным толкованием  теории расчетов параметров стереокино и фотосъемки для проекции на экран основоположника отечественной системы стереокино «Стерео-70» Андрея Григорьевича Болтянского. В 50-х годах прошлого века им были математически описаны основы стереографии. Несколько десятилетий эта теория, которую можно условно назвать «теорией параллаксов», позволяет создавать стереофильмы комфортного, неутомляемого восприятия. Универсальность данной теории, независимо от формата и вида носителя изображения была проверена на созданных в последнее время технологиях стереосъемки в цифровом формате.

Изучение основ стереографии  под его непосредственным руководством, думаю, дает мне моральное право на  такой поступок.

Толкование от научной статьи отличается адресатом обращения. Статья обращена к кинематографистам, которые, как правило,  не желают загружать свои знания математическим аппаратом, нетерпеливы и жадны к получению практических знаний и рецептов в сию секунду. На вопрос, как правильно снять стереокино, требуют моментального односложного ответа. Отсюда и причина скоротечных семинаров, которые привносят больше путаницы в  понимание обсуждаемого вопроса. Засилье иноязычной терминологии, неверно трактуемой причинно-следственную связь предмета обсуждения, приносит больше вреда, чем пользы. Как в той поговорке: «Слышим звон, да не знаем где он".

Что такое стереография?

Что такое стереография? В самом слове слышны отголоски другого термина – хореография, и это не случайно. Стереография описывает вопросы передачи и восприятия пространственного рисунка на киноэкране, подобно рисунку движения  на театральной сцене.  Передача пространственного рисунка не обязательно должна быть физически тождественна реальному пространству на съемочной площадке, да и большинстве случаев не может быть таковой. В кинофильме мы имеем дело с планами разного масштабного увеличения – общий план, средний, крупный, деталь.  Но подобно тому, как в цветном изображении мы имеем дело не с физическим тождеством цвета, а с психологическим, так и в стереографическом построении, мы должны стремиться к психологическому тождеству восприятия пространства  трехмерного изображения.

Необходимо в первую очередь обозначить, что понимать под стереосъемкой и почему наблюдение ее результата на экране создает ощущение бинокулярного восприятия объекта? Стереосъемка, если мы рассматриваем ее классический одно стереопарный вариант, предполагает регистрацию объекта с двух точек ракурсов, строго расположенных на горизонтальной линии на определенном  расстоянии друг от друга, называемого базисом съемки (Bc). В таком случае мы получим двухракурсное изображение объекта, называемое стереопарой. (Рис1)

 Рис. 1

Но для получения ощущения трехмерного восприятия зрителю необходимо предоставить условия раздельного (терминологически – сепаратного) рассмотрения правым и левым глазом соответствующих им изображений этих двух ракурсов. В отличие от голографии, стереокинематограф остается зрелищем плоских, но количественно удвоенных изображений, снятых и рассматриваемых раздельно для правого и левого глаз. То есть, и в стереокино мы продолжаем смотреть плоское изображение, как и в обычном кинематографе, но только снятое для каждого глаза отдельно.

Пространственное восприятие изображения в кинозале.

Ощущение пространственного расположения объекта возникает у человека, когда глаза пеленгуют объект путем скрещивания зрительных осей на данном объекте. Сигналы мышечных усилий поворота глазных яблок, поступающих  в мозг, обработка их сравнительных величин, дают нам информацию о степени удаленности предмета. Такая "пеленгация" называется конвергенцией зрительных осей (рис. 1).

Рис. 2

Пространственное изображение, которое мы воспринимаем в стереокино  с экрана (Рис. 2), это результат работы нашего мозга,  оперирующийопределенной разностью информации, заложенной в стереопаре, которую разглядывают наши глаза. Эту определенную разность можно видеть на экране, если смотреть без стереоочков. Совмещенные строго по вертикали изображения двух ракурсов на экране будут иметь горизонтальное смещение одноименных точек пространственного объекта в зависимости от степени удаленности от точки съемки. Горизонтальное смещение одноименных точек пространственного объекта называется горизонтальным параллаксом. (Рис. 3)

Вводимый здесь термин «определенная разность информации» обозначает ту полезную разносность, которая несет информацию о пространственном восприятии изображения объекта. Может присутствовать и другой вид полезной разности в изображениях как, например, разность во взаимном  перекрытии частей объекта, или разность в отображении геометрии одноименных объектов. Но все они могут быть описаны единой причинно-следственной связью – горизонтальным смещением одноименных точек.   В остальном, изображения, полученные с двух ракурсов, должны быть практически идентичными по таким фотографическим параметрам, как светлота, контраст, цветность, масштаб, резкость,  и не иметь вертикального смещения одноименных точек, определяемого как вертикальный параллакс. Наличие вертикального сдвига левого изображения относительно правого приводит к сдвигу зрительных осей по вертикали, несвойственное нашему зрению, и является одной из причин утомляемости при восприятии стереофильмов.

 
   
 

                                                  Рис. 3

Горизонтальные параллаксы являются причиной конвергенции зрительных осей при наблюдении изображения на экране, что вызывает ощущения, подобные тем, что возникают при бинокулярном восприятии. Горизонтальные параллаксы могут иметь как "положительное", так и "отрицательное" значение. Если точка левого изображения на экране расположена левее одноименной  точки правого изображения, то такой параллакс обозначается как  положительный. Если же точка левого изображения расположена правее одноименной точки правого изображения – такой параллакс будет отрицательным.

Наблюдая объект с положительным параллаксом, мы как бы пеленгуем его в заэкранном пространстве (Рис.4), те же точки изображения объекта, которые имеют отрицательный параллакс (Рис 5), из-за пересечения зрительных осей, пеленгуются в зальном пространстве. Зальное и заэкранное пространства разграничены плоскостью экрана. Одноименные точки изображения пространственного объекта, имеющие нулевой сдвиг, воспринимаются зрителем в области плоскости экрана (Рис. 6) .

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рассмотрим, как зрительное восприятие пространственного изображения описано математически в стереографии. Видимое зрителем расстояние D до точки М изображения объекта (рис 7) характеризуется величиной параллакса изображения этой точки на экране Pэ (m1m2), базисом зрения Взр (B1в2) и расположением зрителя в зале - дистанцией до плоскости экрана Lзр.

Рис.7

Оперируя теоремой подобия треугольников, видимое зрителем расстояние D до точки М можно вывести из следующей пропорции:

 

(1)

 

                      откуда 
(2)

 

Данное математическое выражение показывает, что если параллакс на экране равен нулю Рэ = 0, то дистанция до наблюдаемого изображения совпадает с дистанцией до экрана, и мы воспринимаем изображение в плоскости экрана. В случае если – параллакс положительный, но меньше базиса зрения Рэ?Взр, дистанция до наблюдаемого изображения объекта будет дальше дистанции до экрана, то есть изображение наблюдается за экраном. Если же величина параллакса отрицательная, то знаменатель в формуле получается больше числителя Вэ-(-Рэ), а это значит, что дистанция до наблюдаемого изображения будет меньше дистанции до экрана, и изображение объекта воспринимается в зальном пространстве. Дистанция до экрана предполагает не проекционное расстояние зала, а конкретное  расположение каждого зрителя в зале. Следовательно, каждый зритель воспринимает относительные расстояния между объектами в зависимости от своего расположения в зале. Чем дальше он сидит  от экрана, тем в большем пространственном диапазоне он наблюдает трехмерное изображение сцены.

Параллакс бесконечности

Рассмотрим случай, когда положительный параллакс на экране равен базису зрения Pэ = Вз. Тогда знаменатель в формуле будет равен нулю и дистанция до наблюдаемой точки объекта равна математической бесконечности. Здесь мы подошли к фундаментальному положению в стереографии: максимально удаленная точка изображения объекта должна иметь на экране параллакс равный базису зрения. Параллакс максимально удаленной точки называетсяпараллаксом бесконечности и за его величину принято усредненное значение базиса зрения зрителя – 65мм.

В этом случае зритель, как и в жизни,  наблюдает бесконечно удаленные изображения объектов на параллельных зрительских осях. В случае превышения этого значения параллакса бесконечности более 65мм, наблюдение объекта будет проходить на расходящихся зрительных осях (Рис. 8). Такое явление называется "дивергенцией зрительных осей" и вызывает сильную утомляемость и головные боли при длительном просмотре фильма. Учитывая физиологические ресурсы зрения, допускается превышение величины параллакса бесконечности до 80-90мм.

  Рис. 8

Относительно величины параллакса бесконечности на экране существует величина параллакса бесконечности на регистрирующем носителе (на кинопленке или матрице) стереокамеры, которая определяется как частное от деления экранного параллакса бесконечности на коэффициент проекции.

(3)

Эта величина является константой в расчетах по подбору стереопараметров при стереосъемке, если ширина кадра на пленке или матрице  на протяжении съемки фильма величина постоянная, то коэффициент проекции есть величина переменная из-за разброса размеров экрана в сети кинотеатров. Для малых экранов величина параллакса бесконечности будет заниженной, для больших экранов – завышенной. Теоретически, для каждого размера экрана следует снимать стереофильм с определенными этому размеру параметрами, что практически было бы невозможно. Из опыта многолетней практики мы рекомендуем усредненную величину ширины экрана размером 6,5 метров.

Исходя из ширины кадра, параллакс бесконечности на пленке в конкретной технологической системе имеет следующие величины:

·        в кукольной анимации при съемке фотоаппаратом «Canon 450» с матрицей шириной 22 мм  – 0,22 мм

·        при съемке в формате HDV камерами “Sony A1” с матрицей 1/3" -  0,8 мм

·        при съемке оптикой  системы «Стерео-70» 
 на пленку или матрицу с шириной кадра 25 мм -  0,25 мм.

 

Съемочный базис.

Межцентровое расстояние между левым и правым объективами называется базисом съемки (Вс). Учитывая, что зритель чаще наблюдает на экране изображение объектов с увеличенным масштабом относительно реальных размеров, величина базиса съемки не только не должна превышать базис зрения, но иметь гораздо меньшую величину, кратную степени масштабного увеличения изображения на экране. Многолетней практикой стереосъемок, было определено, что чем больше масштаб изображения на экране, тем меньше должен быть базис съемки относительно базиса зрения

Вс = Взр/ M

Так, например, при среднем коэффициенте  масштаба изображения на экране равном М=2,5, базис съемки должен быть не более 65мм/2,5=26мм. В противном случае мы сталкиваемся с проблемой возникновения эффекта миниатюризации. Межцентровое расстояние между объективами  может быть равно межцентровому расстоянию наших глаз - базису зрения, только в случае съемки объектов и наблюдения их на экране  в реальном масштабе. Существует и обратное эффекту миниатюризации явление гигантизма, если вести съемку с заниженной величиной базиса съемки. Данное явление наблюдается при  съемке кукольной анимации, когда зритель не ощущает абсолютных размеров кукол (33 см) по причине съемки с базисом в от 5 до 20 мм.

Величина базиса съемки, кратная масштабу изображения объекта на экране, является основной величиной базиса съемки.

Эффект миниатюризации не является основной причиной отказа от съемки с большой величиной  базиса съемки. Как правило, зритель постепенно адаптируется к данному эффекту и перестает  акцентировать на нем внимание, если конечно Вы не монтируете  рядом кадры одной сцены, снятые различным базисом. Основной причинной отказа от  съемки с величиной базиса, равной базису зрения и более, это  вопрос величины комфортно воспринимаемого пространства.

Комфортно воспринимаемое пространство:

При производстве стереофильма в отличие от традиционной киносъемки перед оператором стоит гораздо более сложная задача композиционного построения кадра. Оператор, выстраивая  композицию кадра, оперирует не  картинной плоскостью, как это он делает в традиционном кино,   а   пространством, расположенным от камеры до самой дальней границы видимой области композиции.   В первую очередь необходимо провести  идентификацию пространства кадра со зрительным залом, определить: где будет проходить плоскость экрана.

Плоскость в пространственной композиции, которая должна будет восприниматься в плоскости экрана, является плоскостью нулевых параллаксов, которую по театральной терминологии чаще называют «рампой», а расстояние до нее «дистанцией рампы» (Lр). При стереосъемке статичных композицийжелательно обозначать рампу композиционными элементами (на операторском сленге – отбить рампу), что поможет зрителю ориентироваться в пространственном расположении других объектов относительно плоскости экрана. Выбор положения рампы не может быть произвольным. При построении композиции, предметы, которые будут обрезаться  краями кадра, не должны располагаться ближе дистанции рампы, в противном случае из-за эффекта «отжимающего действия экрана» виртуальная плоскость нулевых параллаксов психологически не будет восприниматься в плоскости экрана. Несовпадение плоскости нулевых параллаксов, заданных при съемке с плоскостью экрана при длительном просмотре фильма вызовет у зрителей дискомфорт и утомляемость.

При выставлении плоскости рампы оператору необходимо определить и границы протяженности композиции по глубине кадра (Lдл. и Lбл.).  Дальняя граница пространственной композиции должна располагаться не далее  дистанции Lдл, что гарантирует отсутствие в композиции элементов изображения с величинами положительных параллаксов больше величины параллакса бесконечности (+65мм) и, как следствие, отсутствие явления дивергенции. Допустимая ближняя граница композиции существует только для статичных объектов, которые психологически могут восприниматься в зрительном зале, не обрезаются границами кадра и не подвержены отжимающему эффекту экрана.  Дистанция Lбл равна половине дистанции рампы. В этом случае изображения объектов имеют на экране отрицательный параллакс, равный параллаксу бесконечности со знаком минус – 65мм. Таким образом, подобно глубине резко изображаемого пространства, в стереосъемке существует глубина пространства, передаваемое в диапазоне параллаксов 130 мм, комфортно наблюдаемое зрителем. 
Рис. 9

Подобно понятию "гиперфокальное расстояние",  при каждом определенном сочетании базиса съемки и фокусного расстояния объектива существует дистанция рампы, которая определяет то расстояние, с которого пространственная композиция может располагаться вплоть до бесконечности, а объекты будут воспроизведены в допустимых значениях положительных параллаксов. В этом случае съемка ведется в пропорционально-пространственных соотношениях, а дистанция до плоскости рампы называется "основной расчетной дистанцией рампы". Величина основной дистанции рампы определяется по формуле:

 (4)

, где L рамп – дистанция рампы,  B – межцентровое расстояние,  F – фокусное расстояние объектива,  H– коэффициент пространственной передачи, равный 1,  P? - величина параллакса бесконечности на пленке.

Дистанция рампы не может быть произвольно выбрана оператором без ограничения глубины воспроизводимого пространства. При изменении дистанции рампы в сторону ее уменьшения, объекты в бесконечности будут иметь параллаксы, значительно превышающие величину 65-мм, поэтому композицию кадра надо будет ограничить фоном, расположенным на конечной  дистанции, определяемой по формуле;

        (5)

При съемке с расстояния, меньшего основной дистанции рампы, объект на конечной дистанции будет передаваться параллаксами, равными величине параллакса бесконечности, поэтому вся композиция будет восприниматься в искаженных пространственных соотношениях. В этом случае стереосъемка ведется с нарушением пропорционально-пространственных соотношений, с так называемой гипертрофией, коэффициент которой равен частному от деления основной расчетной дистанции рампы на дистанцию съемки.

   (6)

 

Как и в случае с глубиной резкости, глубина комфортно-воспроизводимого пространства тем больше, чем меньше фокусное расстояние объектива. В случае же с подбором базиса съемки мы сталкиваемся с противоречивой ситуацией. Величина базиса съемки влияет на стереоскопическую выраженность пространственной композиции на экране. В то же время, как видно из формулы (4) с увеличением базиса съемки увеличивается основная дистанция рампа, что согласно формуле (6) ведет к резкому увеличению индекса гипертрофии при съемке с произвольной дистанцией рампы. А этот индекс, в свою очередь, согласно формуле (5), влияет на сокращение дальней границы композиции Lдл. Как видим, чем больше базис съемки, тем меньше глубина пространства, воспроизводимого в допустимых значениях параллаксов. Казалось бы, простым решением по увеличению глубины комфортно-воспринимаемого пространства является уменьшение значения базиса съемки. Но этот прием  необходимо использовать с особой осторожностью, так как уменьшение базиса съемки ведет одновременно к уменьшению стереоскопической выраженности изображения.

То же относится и к подбору фокусного расстояния объектива. Как известно, фокусное расстояние объектива сопряжено с его углом зрения и влияет напсихологическое восприятие стереоскопичности композиции – что чаще называют пластикой передачи изображения.  Известный факт, увеличение фокусного расстояния ведет к «уплощению» изображения. Но в стереокино мы можем наблюдать обратное явление. Подбирая более короткофокусную оптику, (согласно вышеприведенным формулам) оператор может увеличить глубину комфортно воспроизводимого пространства. Но если в обычном двумерном изображении   короткофокусная оптика, выразительно передает пространственную пластику объекта, благодаря резким линейным перспективным сокращениям, то в стереоскопическом изображении мы наблюдаем снижение ощущения бинокулярного эффекта восприятия. Происходит это из-за малой градации в передаче разносности горизонтальных параллаксов  изображения протяженной композиции. И, наоборот, с увеличением фокусного расстояния объектива  такая градация разности в горизонтальных параллаксах будет увеличиваться, и увеличивать бинокулярные ощущения восприятия изображения. При  построении пространственной композиции следует понимать, что ограничения по диапазону комфортно-воспринимаемого пространства являются не недостатками оптической системы стереовоспроизведения, а диктуются физиологией  бинокулярного наблюдения,  диапазоном  одновременного восприятия разно удаленных объектов в статичных композициях. Проблемы с ограничением комфортно воспроизводимого пространства чаще возникают при неправильных построениях пространственных композиций в кадре, когда оператор, слепо переносит в стереосъемку приемы плоскостной композиции обычного кино с резко выдвинутым передним планом на бесконечно удаленном фоне. К сожалению, современные тенденции в стереокино, свидетельствуют о недопонимании многими операторами и начинающими стереографами влияния базиса съемки на оптическую передачу пространственной композиции. Этому способствовало массовое появление стереосистем на полупрозрачных зеркалах, позволяющих уменьшать базис съемки до бесконечно малых величин, вплоть до нуля. Работая в такой системе, операторы, не желая вникать в особенности восприятия пространственной композиции в стереокино, продолжают оперировать всего лишь картиной плоскостью кадра, оставляя стереографу неблагодарную работу подтирать за ними ошибки по нарушению глубины комфортно воспринимаемого пространства. Это возможно только путем занижения величины базиса съемки, которая часто бывает переменной на протяжении одной сцены. Это так же недопустимо, как если бы из-за неграмотного распределения яркостей в сцене оператор постоянно меняет гамму изображения или его цветовую насыщенность.

Подбор параметров стереосъемки

На основе формул описывающих взаимозависимость фокусного расстояния объектива и базиса съемки, в программе Microsoft Excel разработана интерактивная таблица (Рис.10), по которой оператор может оперативно определять границы воспроизводимого пространства при определенном сочетании фокусного расстояния и базиса съемки,  или подобрать такое сочетание при заданных границах пространства.

Расчет стереопараметров    
F мм Базисмм Экранмм

Матрица

мм

К пр. P.экр. P.пл.

50

26,00

6500

25

260

65

0,25

             

H

Lбл, м Lp, м Lд, м      

1

2,60

5,20

?

     

1,3

2,31

4,16

20,80

     

2

1,73

2,60

5,20

     

3

1,30

1,73

2,60

     

4

1,04

1,30

1,73

     

5

0,87

1,04

1,30

     
             

H

Lбл. м Lp м Lдал. м      

1,73

1,90

3,00

7,09

     

Рис. 10

Черным цветом отмечены ячейки, в который вводится информация, неизменная на протяжении производства всего фильма.ширина   Это, прежде всего, допустимая величина параллакса бесконечности на экране Рэ = 65 мм, изображения на пленке или матрице стереокамеры и усредненное значение ширины экрана – 6500мм.

Выбрав нужный по углу зрения объектив, оператор заносит его параметры в величинах фокусного расстояния, а так же  величину базиса съемки. В системе «Стерео-70» за основную величину базиса съемки выбрано оптимальное значение 26 мм, соответствующее масштабному увеличение изображения людей на экране. Таблица построчно показывает диапазоны комфортно-воспроизводимого пространства при съемке с различным индексом гипертрофии (поля пурпурного цвета). В колонке голубого и зеленого цвета выстроены варианты диапазонов пространственной композиции в зависимости от индекса гипертрофии. В самой нижней строке по произвольной величине дистанции рампы, определяются  границы комфортно-воспроизводимого пространства.

Если в распоряжении оператора существуют дополнительные насадки, уменьшающие или увеличивающие съемочный базис или стереосистема позволяет произвольно изменять межцентровое расстояние между объективами камер, следует изменить значение основной величины съемочного базиса объектива на фактическое значение. Еще раз  обращаем внимание, что оптические насадки, изменяющие базис съемки, не являются  инструментом подбора необходимого диапазона комфортно-воспроизводимого пространства, а  служат лишь для усиления или уменьшения степени пространственной передачи  объекта. Так, например, насадки, уменьшающие основной базис съемки до 20 и 15 мм, применяют при съемке сверх крупных планов актеров во избежание деформации черт лица. Если использовать их в протяженных композициях с изображением портрета актера на переднем плане, то мы рискуем получить уплощенное изображение, эффект аппликации портрета на плоском фоне. Следует очень осторожно использовать насадки, увеличивающие базис, при съемке людей. Так, например, при увеличении базиса съемки свыше 32мм возникает эффект миниатюризации. В большой степени этому эффекту будут подвержены актеры, находящиеся в около рамповой зоне (в зоне нулевых параллаксов).

Более гибким инструментом, чем съемочный базис, для подбора необходимого диапазона комфортно-воспроизводимого пространства является фокусное расстояние объектива, сопряженное с его углом зрения. Если внимательно проанализировать значения диапазонов комфортно-воспроизводимого пространства при разных величинах фокусного расстояния, то можно определить своеобразную закономерность, которая позволяет, с небольшим математическим приближением, определять параметры съемки путем простого арифметического расчета без таблиц:

·        основная дистанция рампы в метрах равна первой цифре фокусного расстояния объектива;

·        дальняя граница комфортно-воспроизводимого пространства равна дистанции рампы при предыдущем значении индекса гипертрофии;

·        ближняя граница комфортно-воспроизводимого пространства равна половине действующей дистанции рампы.

Так, например, в линейке объективов «Стерео-70» при первом приближении можно считать основной дистанцией рампы следующие величины:

Fмм

L бл, м

Lр, м

Lдал, м

23

1,15

2,30

?

28

1,40

2,80

?

35

1,75

3,50

?

40

2,00

4,00

?

50

2,50

5,00

?

75

3,75

7,50

?

100

5,00

10,00

?

При этих значениях (подобных гиперфокальному расстоянию) дальняя граница комфортно-воспроизводимого пространства всегда равна бесконечности.

При съемке с дистанцией рампы в два раза меньшей основной (индекс гипертрофии Н=2), величинам дальних границ присваивается значение величин основных дистанций рамп этих объективов.

Fмм

L бл, м

Lр, м

Lдал, м

23

0,58

1,15

2,30

28

0,70

1,40

2,80

35

0,88

1,75

3,50

40

1,00

2,00

4,00

50

1,25

2,50

5,00

75

1,88

3,75

7,50

100

2,50

5,00

10,00

При каждом изменении дистанции рампы в кратное число раз значение предшествующей дистанции рампы переходит в значение дальней границы композиции пространства.

Для удобства работы оператора на стереообъективах «Стерео-70» шкала мнимой конвергенции выполнена в условных единицах гипертрофии и в метрических величинах соответствующих им дистанций рамп. Перемещаемый по шкале индекс выполнен в виде  вилки, показывающий диапазон комфортно-воспроизводимого пространства при каждом значении индекса гипертрофии (Рис 11). Следует обратить внимание, что метрическими значениями  шкалы нельзя пользоваться при съемке с  базисными насадками.

Рис. 11

Особенности композиционного построения кадра в стереофильме.

В стереокино экран, в привычном его понимании, как полотно или картинная плоскость, на котором мы наблюдаем двумерную композицию изображения, «растворяется». При стереоскопическом просмотре зритель воспринимает композицию изображения, как пространственно расположенную в пределах   границ кадра, материализованных в раму «окна».  Фраза «экран – это окно в мир» в стереокино это уже не аллегория, а факт, данный нам в ощущениях. Наблюдаемое зрителем пространственное изображение  простирается не только за границами экрана, но и, в  зальном пространстве. Пространство, переходящее в зрительный зал,  по форме является пирамидой, в основании которой является экран, а вершиной -  центр между глазами зрителя (циклопический глаз). Поэтомурекомендуется строить мизансцены, определять  направление взгляда актера, выстраивать движение объектов необходимо максимально соосно оптической оси объектива.

В завершении приводятся десять советов по композиционному построению кадра:

1.                    При построении композиции кадра в стереофильме необходимо активно использовать все те приемы, которые оператор использует для передачи иллюзии пространства на плоском экране. Используя принципы линейной, воздушной и тональной перспектив, световая раскладка в интерьере и т.д., даже на плоском киноэкране, образуется стереоэффект, который чаще называется пластическим эффектом. Стереосъемка создает лишь условия бинокулярного наблюдения, в результате чего наши представления о трехмерности композиции переходят  в область физического ощущения. Чем больше уделяется внимание пластике изображения, тем выразительнее будет композиция.

2.                    При движении камеры, независимо от траектории движения, возникает динамическое взаимное  перекрытие объектов усиливающий пластический эффект композиции, поэтому проезды камеры предпочтительнее панорамированию камерой.

3.                    Бинокулярный эффект восприятия пространства передается через дифференциацию (различие) величин горизонтальных параллаксов. Поэтому композиция по глубине кадра должна быть максимально дробной. В случае отсутствия между передним планом и фоном дополнительных элементов композиции, будет наблюдаться эффект аппликации – объемный предмет на плоском фоне. В этом значении большую роль играет нижний ракурс. Через горизонтальную плоскость выразительно передается динамическое изменение параллаксов, что позволяет избежать эффекта кулисности в изображении.

4.                    Четкость передачи горизонтальных параллаксов непосредственно влияет на передачу стереоскопической глубины пространственного изображения, поэтому ухудшение этой четкости ведет к обратному эффекту. По этой причине необходимо осторожно использовать диффузионные фильтры, пиротехнические дымы и другие средства по смягчению изображения.

5.                    Трехмерное изображение, воспринимаемое зрителем в кинозале, располагается в заэкранной, экранной и предэкранной зонах (зальное пространство). Для лучшей ориентации зрителя рекомендуется обозначать пространственное расположение композиции в зале отдельными элементами (объекты в плоскости нулевого параллакса на съемке). В практике это называется – «отбить рампу в композиции».

6.                    При построении композиции кадра в стереофильме следует учитывать фактор отжимающего действия обрамления экрана, которое находится в зоне внимания зрителя. Кадр следует воспринимать как картинную раму, или окно в наблюдаемое  пространство. Элементы композиции кадра, которые обрезаются границами кадра, не могут восприниматься зрителем в зальном пространстве.

7.                    Камера чаще должна быть субъективной, чем в обычном кинематографе. При съемке мизансцены «восьмеркой», выставляя камеру на позицию одного из персонажей мизансцены, композиция становится интерактивной по отношению к зрителю, усиливая эффект присутствия.

8.                    Работая над пространственными композициями, не следует забывать о тех ограничениях, когда съемка ведется с дистанции меньшей основной дистанции рампы. В этом случае максимально удаленный фон должен находиться на конечной дистанции, нарушение которой вызовет дискомфорт восприятия у зрителя.

9.                    В случае невозможности сохранить допустимую дистанцию до фона, его следует гасить, размывать, переводить  от него внимание зрителя на игру персонаже первого плана. Размытие фонов не всегда является действенным инструментом, особенно в случае наличия на фоне огней фонарей, четких графических объектов и т.д.

10.                Просмотр стереофильма в кинотеатре проходит при полной темноте зрительного зала, поэтому объекты, проникающие из экрана в зальное пространство, должны быть пригашены по яркости. В таком случае Вы добиваетесь максимальной интерактивности со зрителем.

Статья опубликована в журнале "Мир техники кино" № 18-2010 г.

\"Яндекс.Метрика\"