НИКФИ / НИКФИ / История НИКФИ / Институт со времен создания

Институт со времен создания

История предприятия, ныне известного как откртое акционерное общество «Научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститут», берет свое начало в 1929 году, с тех пор, как 17 декабря 1929 года СНК СССР принял Постановление о создании института.

История института, объединившего деятельность ученых и специалистов с творческим процессом создания кинокартин, тесно связана с историей развития отечественного кинематографа.

Основателями и первыми руководителиями НИКФИ были — профессор Константин Владимирович Чибисов и профессор Евсей Михайлович Голдовский.

2.jpg                              3.jpg

К. В. Чибисов                                                               Е. М. Голдовский

Кинфотоинститут стал проводить теоретические и экспериментальные научные исследования на основе результатов которых была создана отечественная материально-техническая база производства и тиражирования кинофильмов.

Благодаря НИКФИ уже в 1931 году был снят первый советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь» (Мосфильм), внесенный по решению ЮНЕСКО в десятку лучших фильмов всех времен и народов. Звук был записан по системе профессора Павла Григорьевича Тагера - сотрудника НИКФИ.

В довоенные годы в институте стали проводиться работы по созданию цветных кинопленок, при участии НИКФИ появились первые отечественные цветные кинофильмы: «Груня Корнакова» (1936, Мосфильм); «Теремок», «Первая охота» (1937, Ленфильм); «Лиса и волк», «Завещание», «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937, Мосфильм). Сотрудикам институла, за работы по созданию отечественных кинопленок  были вручены Государственные премии. В те же 30-е начались поиски методов создания стереоскопического изображения: очковым — анаглифическим занимались проф. Е. М. Голдовский и В. Л. Левингтон, а поляризационным - проф. Н.А. Валюс и безочковым — растровым С.П.Иванов.

В 1941 году был создан первый художественный стереоскопический фильм «Концерт» и открыт первый стереоскопический кинотеатр «Москва», для показов стереофильмов по методу научного сотрудника НИКФИ С. П. Иванова.

В 1942 году НИКФИ получил статус Всесоюзного Научно-исследовательского кинофотоинститута.

Во время войны институт временно разделился на две части, одна из которых переместилась из Москвы в Самарканд, другая - в Казань.  В первые годы после Великой Отечественной войны НИКФИ возвратился в Москву и продолжил работу. В те годы был разработан субтрактивный процесс получения цветных изображений на многослойных пленках и принципы создания цветных кинопленок. Это позволило осуществить переход отечественной кинематографии от черно-белого изображения к цветному.

В 1949 году в НИКФИ начались работы по широкому применению магнитной записи звука в фильмопроизводстве. Этим занимались к.т.н. Шушарин С.С., к.т.н. Парфентьев А. И., к.т.н. Марсов С. В. и Кушнарев В. К.

В полевоенный период развитие киносети и кинопроката стало новой задачей НИКФИ. В 1949 году за созданную аппаратуру звуковоспроизведения для киносети сотрудникам НИКФИ А. А. Хрущеву, И.М.Болотникову, А.С. Матвиенко и В. В. Фурдуеву была присуждена Сталинская премия.

В начал пятидесятых НИКФИ переехал в здание на Ленинградском проспекте в районе метро «Аэропорт», сейчас отне­сенное к охраняемым памятникам истории и архитектуры.

5.jpg

Это здание, возведенное специально для НИКФИ, с кинозалом, акустической камерой, приспособленными для проведения широкомасштабных исследований помещениями, вывело работы по развитию отечественной кинотехники  новый уровень. Благодаря новому помещению, коллектив занялся созданием новых систем съемки, звукового оформления, тиражирования и показа кинофильмов.

В 1953 году начались работы по созданию систем широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, кругорамного, вариоскопического и поликадрового кинематографа (под руководством проф. Е. М. Голдовского, проф. В. Г. Комара, к.т.н. Ирского Г. Л., к.т.н. Бернштейна Н. Д.). А В 1956 году первый экспериментальный широкоэкранный фильм "Илья Муромец" был показан в кинотеатре «Художественный».

В 1957, лаборатория, работавшая с панорамными изображениями помогла снять первый панорамный кинофильм «Широка страна моя» (ЦСДФ, реж. Роман Кармен).

Первый широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» бы продемонстрирован в 1961 году. В 1962 широкоэкранный формат объединился с объемным, и в свет первый вышел первый стереоскопический фильм «Вечер в Москве». На фестивалях и выставках стали с успехом демонстрироваться системы вариоскопического, панорамного и поликадрового кино.

Труды специалистов НИКФИ были интересны и полезны Государству, разработками института пользовались. В 1962, к.т.н. Белкин Б. Г., к.т.н. Болотников И. М., д.т.н. Фурдуев В. В., к.т.н. Хрущев А. А. были удостоены звания лауреатов Ленинской премии за установку в Кремлевском дворце съездов комплексной системы звукотехнического оборудования крупных залов многоцелевого назначения собственного производства.

В период с 1966 по 1970 год, совместно с киностудией «Мосфильм» под руководством к.т.н. Болтянского А. Г. была изобретена система «Стерео-70». Технология использовалась для съемки полнометражных сте­реофильмов, а для их показа открывались кинотеатры в СССР, Болгарии, Финляндии и других странах.

В 1970-1980 гг. специалисты НИКФИ под руководством д.т.н. профессора Артюшина Л. Ф. разработали и внедрили на кинокопировальных фабриках высокопроизводительную аппаратуру и технологию массовой печати 35- и 70-миллиметровых цветных фильмокопий и технологию контратипирования цветных и черно-белых фильмов с переводом их из формата в формат.

За заслуги в развитии советской кинотехники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1979 года НИКФИ награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В конце 80-х — начале 90-х годов сформированы новые на правления кинотехники: голографический кинематограф (проф. В. Г. Комар, Г. А. Соболев, И. П. Налимов), системы с цифровым преобразованием изображения (проф. Л. Ф. Артюшин).

При ведущем участии лаборатории электроакустики НИКФИ, возглавляемой к.т.н. Белкиным Б. Г., разработана и реализована система записи-воспроизведения звука кинофильмов «Суперфон».

С записью звука по системе «Суперфон» созданы кинофильмы: «Битва за Москву», «Прорыв», «Человек с бульвара капуцинов», «Город Зеро», «Там, где нас нет», «Стереотипы».

Для демонстрации кинофильмов по системе «Суперфон» было переоборудовано около тридцати кинотеатров.

В 90-е годы институт активно включается в программу перевооружения кинотеатров современной аппаратурой, способной воспроизводить звук, записанный по системе DOLBY. С этой целью подразделениями института (К.В. Неверовский, А. В. Серегин) проводились разработки новых комплексов звуковоспроизведения, громкоговорителей, усилителей, цифровых фильтров, автоматического регулятора уровня, пульта переводчика, двухканальных звукочитающих систем кинопроектора.

В лаборатории электроакустики под руководством заведующего сектором к.т.н. В. А. Гинзбурга создан первый отечественный звуковой киновидеопроцессор CVSP-99, обеспечивающий многоканальное сопровождение кино- и видеофильмов, в том числе в формате 7.1. Процессоры установлены в шести кинотеатрах страны.

В эти же годы НИКФИ принимает активное участие в разработке современного кинотехнического оборудования: отечественного кинопроектора, источников питания, распределительных устройств. Велись и ведутся  поисковые научно-исследовательские работы по совершенствованию осветительных систем кинопроекторов с принципиально новыми источниками света на светодиодах и лампой с наполнением парами серы (S-источник) (к.т.н. Преображенский И. А., к.т.н. Мирошников А. И., Гладышев В. И.).

В середине 90-х годов НИКФИ принял участие в строительстве городков для военных частей, выводимых из Германии. Были спроектированы и оборудованы звуковой и кинопроекционной аппаратурой многозальные клубы и школы в Костроме, Ельне, Богучарах, в Ростовской области. Руководитель работ — А. Я. Куперман.

Усилия института в области разработки современной аппаратуры, проектирования, переоборудования кинотеатров, их сертификации существенно повысили качество кинопоказа и внесли свою заметную лепту в возрождение отечественной киносети.

В настоящее время техника и технология кинопоказа — это компьютерное проектирование залов, монтаж и настройка аппаратуры, сертификация киновидеозрелищных предприятий, создание тест-фильмов, повышение квалификации работников киносети.

Другим важным направлением деятельности НИКФИ в последние годы являются работы в области сохранности фильмовых материалов, современных методов архивирования, совершенствования систем перевода киноизображений и фонограмм кинофильмов на современные носители. В рамках данного направления разработан руководящий технический материал РТМ 19-256-2000 и технологический регламент на процесс перевода исходных магнитных аналоговых фонограмм кинофильмов, записанных на 35-миллиметровых перфорированных магнитных лентах, на цифровые носители записи (д.т.н. Артюшин Л. Ф., д.т.н. Винокур А. И., д.т.н. Василевский Ю. А., к.х.н. Бойко О. К., к.т.н. Ковалевская Н. С).

В области международного научно-технического сотруд­ничества институт под руко­водством профессора, д.т.н. Комара В. Г. и к.т.н. Овечкиса Ю. Н. проводил разработ­ку стереоскопических систем для телевидения по заказу южнокорейских компаний КИСТ и «Самсунг».

Научные заделы НИКФИ в области трехмерного изображения нашли применение также в медицине для лечения ряда глазных заболеваний и в работах по созданию специальных авиатренажеров с объемным изображением. Руководители работ к.т.н. Овечкис Ю. Н. и д.т.н. Елхов В. А.

В последние годы в институте активно развивается направление по проектированию вновь строящихся и реконструируемых кинотеатров, ведутся планомерные работы по созданию современной отечественной звуковой, электротехнической и вспомогательной аппаратуры, используемой в оборудовании кинотеатров. Разработанные в НИКФИ громкого­ворители, усилители, распредустройства установлены и успешно эксплуатируются в десятках и сотнях киноте­атров и иных залах зрелищного назначения (к.т.н. Неверовский К. В., Серегин А. В., к.т.н. Гинзбург В. А., к.т.н. Мирошников А. И., к.т.н. Шитов Л. В.).

В НИКФИ разработана и постоянно совершенствуется программа компьютерного моделирования акустики и электроакустики залов многоцелевого назначения. Это позволяет институту принимать активное участие в строительстве и реконструкции таких важных объектов, как храм Христа Спасителя, Гостиный двор, зал Государственной Думы и Совета Федерации, в реконструкции Большого театра, Манежа и 14-го корпуса Московского Кремля. Данные работы проводятся под руководством сотрудников НИКФИ к.т.н. Виноградовой Э. Л., к.т.н. Индлина Ю. А. и Серегина А. В.

Строгий научный подход к оборудованию залов с первых этапов проектирования обеспечивает наилучшие результаты при строительстве кинотеатров, театров, иных объектов культуры.

Являясь головной организацией в области стандартизации, институт ведет секретариат ИСО ТК-15 «Кинематография»   (завотделом А.Ю.Пушкина). НИКФИ на протяжении последних 10 лет не только проводил текущие работы в области отечественной и зарубежной стандартизации, но образовал новые направления в данной области: создана испытательная лаборатория для проведения обязательной сертификации кинотехнологического оборудования (к.т.н. Ковалевская Н. С), создана система
добровольной сертификации качества кинопоказа с инструментами контроля параметров изображения и звука (к.т.н. Преображенский И. А., к.т.н. Алексеев И. А.).

Участие НИКФИ в международной стандартизации, знание законов технического регулирования в РФ дают возможность проводить сертификацию изделий и услуг, что позволяет обеспечивать конечное наивысшее качество кино-видеоизображения и звука.

Наряду с традиционными областями деятельности институт в последнее время формирует новые направления работ.

В 1997 г. открыта лаборатория фототехники, где разрабатывается светотехническое оборудование, изучаются цифровые методы фотографии. Лаборатория является базовым центром по обучению современным технологиям и техники фотосъемки (А. А. Маристов).

В 2000 г. образована лаборатория  цифровых  методов обработки сигналов и данных (руководитель Ю. Н. Барышненков). За короткое время создана единая система электронной продажи кинобилетов, объединившая семь кинотеатров в различных регионах страны. Данная работа позволила вести достоверный учет посещаемости и сбора средств и открыла перспективы к замене архаичного документооборота и отчетности в киносети на современные электронные формы.

Развитие и расширение указанных работ позволит создать современные системы мониторинга зрительского интереса, обеспечит введение технических средств защиты авторского права.

Организационные изменения и вхождение кинематографии в отрасль культуры расширили область деятельности НИКФИ. Помимо традиционных объектов — киностудий и кинотеатров, институт активно участвует в акустическом и звукотехническом оснащении театров и зданий общественного назначения.

В целях развития работ в данном направлении и учитывая накопленный опыт акустического проектирования и звукотехнического оснащения крупных объектов, в институте в 2004 г. образована лаборатория акустики (руководитель к.т.н. Виноградова Э. Л.).

Повышенные требования к системам безопасности зрителей в театрах, кинотеатрах и других зрелищных предприятиях обусловили образование лаборатории мультимедийных систем (руководитель к.т.н. Сычев В. А.), в которой разрабатываются и внедряются системы мониторинга, видеонаблюдения и системы охраны.

Информационное обеспечение научной деятельности осуществляет отдел научно-технической информации института, выпуская периодические сборники о новейших достижениях в области кинотехники и постоянно пополняя библиотечный фонд специализированной отечественной и зарубежной литературой. На протяжении многих лет этой работой руководили Иванов Б.Т. и Цапин Ю.И., а в настоящее время — Акилов Л.А.

Институт располагает необходимыми материально-техническими ресурсами, современным оборудованием, научными заделами, коммуникационной инфраструктурой, расширенным доступом к Интернет, высококвалифицированным кадровым потенциалом, включающим 6 докторов и 35 кандидатов наук, что позволяет не только выполнять работы на современном научно-техническом уровне, но и расширять номенклатуру разработок конкурентоспособного современного, в том числе цифрового оборудования кино- и театрального назначения.

В НИКФИ более 50 лет действует аспирантура и работает диссертационный и Ученый советы. Почти все ведущие сотрудники, работающие в настоящее время, защитили свои диссертации в НИКФИ. На заседаниях Ученого совета обсуждаются текущие вопросы научной деятельности института и перспективные направления работ. Председателем Уче­ного и диссертационных со­ветов с 1989 по 2004 годы была к.т.н., с.н.с. Виноградова Э.Л., ученым секретарем к.т.н., с.н.с. Алексеева Н.В.

Институт является членом многих международных организаций (ISO, IEC, SMPTE, BKSTS и др.), активно участвует в международных конференциях и выставках, ведет секретариат Российской секции SMPTE (к.т.н. Ершов В. С).

\"Яндекс.Метрика\"