60 лет НИКФИ

Всесоюзному научно-исследовательскому кинофотоинституту 60 лет

В 1989 г. исполнилось 60 лет Всесоюзному ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательскому кинофотоинституту (НИКФИ) — научно-техническому центру советской кинематографии, обеспечивавшему создание мощной советской киноиндустрии, крупнейшей киносети нашей страны. НИКФИ был организован по постановлению СНК СССР от 10 августа 1929 г. и ЦИК СССР от 11 сентября 1929 г.

За время работы НИКФИ итоги его деятельности обобщались не один раз. Поэтому в данной статье рассмотрены лишь отдельные общие вопросы, связанные с организацией, принципами и особенностями работы института, а также с перспективами его дальнейшего развития.
 

Здание НИКФИ

 

Организация Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута

НИКФИ был основан, когда согласно первому пятилетнему плану началась индустриализация нашей страны. Перед институтом была поставлена задача своей научной деятельностью обеспечить создание материально-технической базы советской кинематографии.

В 1929—1932 гг. был сформирован НИКФИ, сложилась его структура как единой научно-исследовательской организации, состоящей из нескольких лабораторий, входящих в два сектора: физико-технический и физико-химический. Руководителями этих двух секторов — двух главных направлений деятельности института стали основатели НИКФИ, его первые научные руководители профессора Е. М. Голдовский и К. В. Чибисов.

В 1936 г. для решения научно-исследовательских и конструкторско-технологических задач при разработке технических средств киносети был создан научно-исследовательский институт киностроительства (НИИКС). Основателем НИИКСа стал крупный специалист в области кинотехники Г. Л. Ирский.

В 1942 г. произошло слияние НИКФИ и НИИКСа в единый научно-исследовательский центр отрасли кинематографии — Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут НИКФИ. Первым директором объединенного института стал профессор П. В. Козлов, который много сделал для формирования и развития НИКФИ как единственного в стране исследовательского института, охватывающего все области техники профессиональной кинематографии.

В 1966 г. НИКФИ был реорганизован и из него выделился новый институт — Всесоюзный Государственный научно-исследовательский и проектный институт химико-фотографической промышленности (Госниихимфотопроект), который вместе c двумя филиалами НИКФИ в городах Казани и Шостке вошел в систему Министерства химической промышленности и принял на себя выполнение научно-исследовательских и опытно-технологических работ, целью которых стало создание новых более совершенных кинофотоматериалов и магнитных лент для регистрации изображения и звука.

Научное руководство НИКФИ осуществляли работавшие в разное время специалисты — директора и заместители директоров по научной работе: профессор, д. т. н. П. В. Козлов (1942—1956 гг.), к. т. н. В. И. Успенский (1956— 1963 гг.), профессор, д. т. н. В. Г. Комар (1950—1981 гг.), к. т.н. И. М. Болотников (1963—1973 гг.), д. т. н. С. А. Бонгард (1964 — 1989 гг.), к. т. н. О. И. Иошин (1973—1977 гг.), к. ф.-м. н. А. В. Фурдуев (1977—1982 гг.), профессор, д. т. н. Ю. А. Василевский (1982—1985 гг.), к. т. н. А. А. Черноярский (1987—1989 гг.), к. т. н. Э. Л. Виноградова (с 1989 г.).

Основные принципы работы НИКФИ и вклад института в создание и развитие техники советской кинематографии

На протяжении шести десятилетий основу деятельности НИКФИ составляли два главных принципа:

проведение фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований кинематографических процессов;

внедрение в содружестве — тесной связи с работниками искусства кино и специалистами предприятий кинематографии новых кинотехнических средств.

Необходимость проведения фундаментальных исследований кинематографических процессов в НИКФИ обусловлена тем, что в системе Академии наук СССР исследования в данной области не проводились и не проводятся из-за отсутствия научно-исследовательских академических институтов соответствующего профиля.

Научно-технический прогресс в советской кинематографии на протяжении десятилетий ее развития опирался в значительной степени на результаты поисковых фундаментальных исследований, изучения новых физических явлений и процессов.

К числу основополагающих исследований, выполненных НИКФИ, относятся следующие: исследование физических основ кинотехники и установление основных закономерностей ее развития; изучение природы фотографической чувствительности и разработка теории фотографического процесса; создание методов записи звука и принципов звукового кинематографа; исследования в области звукового кинопоказа, акустики и электроакустики; разработка теоретических основ передачи цвета; работы в области объемных изображений; исследования органических веществ, используемых для получения кинофотоматериалов; установление физико-химических принципов формирования эфироцеллюлозных пленок; исследования процессов химико-фотографической обработки светочувствительных материалов.

Следует отметить, что вклад советских ученых и прежде всего ученых НИКФИ в разработку теории кинематографических процессов является существенным и пользуется признанием в мире.

Многолетний опыт показывает, что все крупные этапы в развитии кинематографии, значительные результаты в создании новых технических средств в кино достигались только в тех случаях, когда работы выполнялись в тесном содружестве науки с производством. Примерами таких крупных совместных разработок, успешно внедренных в кинематографии, являются разработки: советской системы звукового кинематографа, систем записи, перезаписи, воспроизведения звука; комплексов звукотехнического оборудования, отмеченных Ленинской и Государственной премиями; советской системы цветного кинематографа, комплексов киноаппаратуры и кинофотоматериалов цветного кино, отмеченных Государственными премиями; систем стереоскопического кинематографа, отмеченных Государственной премией; систем широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, вариоскопического — поликадрового кинематографа; комплекса технических средств для демонстрирования кинофильмов в кинотеатрах страны, включая ксеноновые источники света, аппаратуру автоматизации кинопоказа и пластмассовые экраны; комплекса киноосветительных приборов для киностудий с эффективными источниками света; методов и аппаратуры для комбинированных съемок, в том числе метода «блуждающей маски»; комплекса аппаратуры для печати кинофильмов, включая кинокопировальные аппараты для перевода фильмов из формата в формат; высокопроизводительных проявочных машин фрикционного типа; приборов и аппаратуры для обеспечения сохранности фильмокопий при эксплуатации, их реставрации и долговременного хранения.

В значительной мере благодаря тому, что НИКФИ на протяжении всей своей деятельности неуклонно следовал указанным принципам, в нашей стране практически на «пустом месте» была создана мощная киноиндустрия: 39 киностудий, семь кинокопировальных предприятий, свыше 30 000 городских кинотеатров и 120 000 сельских киноустановок; были разработаны, изготовлены комплексы отечественной аппаратуры, которыми в основном были оснащены киностудии, кинокопировальные предприятия и кинотеатры страны. В каждом кинотеатре, унифицированном клубе работает аппаратура в создании которой в той или иной мере участвовал НИКФИ. А ведь в те годы, когда институт только организовывался, советская кинематография начала только создаваться и была очень мала по своим масштабам, вся техника кино базировалась на импортной аппаратуре и импортной кинопленке.

В последнее десятилетие НИКФИ в содружестве с производством был выполнен ряд разработок, которые стали существенным вкладом в развитие и совершенствование технической базы кинематографии. К числу таких работ относятся следующие: ряды кинопрожекторов «Юпитер» с эффективными металлогалогенными лампами, соответствующие современным требованиям фильмопроизводства; компьютерная система управления источниками света по заданной программе при павильонных съемках; система кинематографа       «Супер-35», рассчитанная на съемку кинофильмов на 35-мм кинопленку со сферической оптикой и на последующую печать 35-мм широкоэкранных фильмокопий с анаморфотной оптикой и на печать 70-мм широкоформатных фильмокопий; кинотелевизионный комплекс получения комбинированных кадров; метод электронного монтажа кинофильмов с кодированием фильмовых материалов; базовый аппаратурно-технологический комплекс тонателье, выполненный в содружестве с киностудией им. А. П. Довженко; компьютерная система «Денситометр — ЭВМ» для сенситометрического контроля параметров кинопленок и режима их химико-фотографической обработки, оптимизации условий их экспонирования; кинокопировальный аппарат поэлементной печати фильмов; 35-мм кинопроекционные комплексы СК 500К и СК 1000К с ксеноновыми лампами для зрительных залов на 100 и 200 мест; 16-мм кинопроекторы серии «Днепр» моделей 101 и 103 с галогенными лампами для профессиональных и учебных целей; 35-мм кинопроекционный комплекс КБМ с бифилярным магазином емкостью 1800 м для работы в крупных кинотеатрах; экологически чистый технологический процесс силиконирования и оборудование для снижения износа фильмокопий; полуавтоматический фильмопроверочный стол и фильмочистильная машина для ускоренного увлажнения фильмокопий; автоматизированная электронно-вычислительная система определения оптимальных тиражей фильмов.

Главный положительный результат деятельности НИКФИ — обеспечение культурного обслуживания населения страны средствами кино. Однако наряду с этим работы НИКФИ как в более ранние годы, так и в последнее десятилетие характеризуются существенным экономическим эффектом, значительно превышающим затраты на выполнение работ в институте. Так, только работы по внедрению в киносеть ксеноновых источников света и устройств автоматического управления кинопроекцией дали экономический эффект свыше 1 млн. руб. в год. Разработанный НИКФИ электронно-вычислительный метод определения оптимальных тиражей фильмов дает ежегодный экономический эффект свыше 10 млн. руб.

Недостатки и трудности в деятельности НИКФИ

Деятельность НИКФИ, особенно в последние годы, подвергается критике. Одна из причин этого — нарастающее отставание продукции отечественной промышленности от зарубежной по качеству многих изделий, выпускаемых для кинематографии. В 60-ые и 70-ые годы по многим видам изделий (например, по светотехническому, кинопроекционному, звуковоспроизводящему, электропитающему оборудованию) отставание от зарубежной продукции практически отсутствовало или оценивалось несколькими годами.

Так, на международной выставке ЭКСПО-70, проходившей в Японии, были продемонстрированы в действии многочисленные установки, разработанные и изготовленные в СССР. Наша аппаратура и фильмы получили высокую оценку специалистов, прессы, общественности разных стран. Многими отмечалось их высокое техническое качество, соответствующее мировому уровню.

Однако с середины 70-ых годов отставание нашей кинотехники начало интенсивно нарастать. Со стороны многих работников предприятий и управленческого аппарата стало модным винить в отставании научных работников. В действительности, главные причины отставания обусловлены неудовлетворительной государственной организационно-экономической системой в стране.

Экономические стимулы, действовавшие в кинематографии во все прошедшие годы ее развития, были направлены преимущественно против научно-технического прогресса. Предприятия, как правило, экономически не были заинтересованы во внедрении новой техники, так как это было связано с дополнительными затратами, риском срыва плана, ухудшением отчетных показателей. Наряду с этим быстрый научно-технический прогресс в развитых капиталистических странах стимулировался не только жесткой конкуренцией между фирмами в условиях рыночного насыщения. Правительства этих стран давно начали применять дополнительные стимулы научно-технического прогресса, которые легко можно было бы использовать и в наших условиях компетентными решениями — освобождение фирм от уплаты налогов на вложения в развитие и внедрение новых научно-технических достижений.

Уровень техники в кинематографии в значительной степени зависит от уровня техники в смежных отраслях промышленности (машиностроительной, электронной, электротехнической, химико-фотографической, химико-полимерной). Отставание уровня смежных отраслей отечественной промышленности существенно тормозило научно-технический прогресс кинематографии.

На прогресс техники советской кинематографии неблагоприятно воздействовали и ограничения, наложенные на использование в киноаппаратуре новых высококачественных изделий, разрабатываемых для оборонных целей.

При создании мощной советской киноиндустрии, преодолевая противодействие экономических факторов, НИКФИ удалось добиться положительных результатов благодаря интенсивной деятельности института совместно с конструкторскими и производственными предприятиями, а также благодаря соблюдению необходимой дисциплины.

Положительные результаты в развитии отдельных технических средств кинематографии в 50-ые, 60-ые и последующие годы достигались на основе принятой в нашей стране практике. Когда на Западе появлялись новинки в технике кино и когда они замечались руководителями нашей страны, то в сравнительно короткий срок ликвидировалось возникшее отставание, которое в те годы измерялось, как правило, несколькими годами.

Однако такая система организации научно-технических разработок оказала и негативное воздействие и именно тем, что многие оригинальные идеи, высказанные ранее в НИКФИ, чем на Западе, обычно не встречали активной поддержки со стороны административного руководства, что обрекало нас по ряду направлений на хроническое отставание.

Так было с работами по системе безочкового стереоскопического кинематографа; по созданию сверхширокоугольной системы кинематографа с проекцией на сферический экран, которая появилась на Западе много лет назад, а у нас до сих пор не разработана; по созданию системы 35-мм кинематографа с трехперфорационным шагом кадра, которая была предложена впервые советскими специалистами, а практически начала использоваться в западных странах.

Следует отметить, что принцип гласности и демократии неизменно был основой научной деятельности специалистов НИКФИ. Постановка новых научных проблем и способы их решения всегда обсуждались на Ученом совете НИКФИ, причем решение принималось на основе мнения большинства. Однако не всегда мнение большинства было правильным. Иногда оно следовало рекомендациям сверху, как это было в случаях, названных выше.

Ущерб научно-техническому прогрессу в кинематографии наносился также отдельными действиями, совершаемыми в интересах групповых — по существу мнимых, так как эти действия не соответствовали общенародным интересам, хотя иногда поддерживались некомпетентными решениями административного руководства. Это выразилось, например, в отстранении НИКФИ от научно-исследовательских работ по созданию современных типов киносъемочной аппаратуры, аппаратуры первичной записи звука, что лишило разработки научной основы и явилось одной из причин отставания в данных направлениях. По мнению автора, вряд ли полное прекращение работ по совершенствованию метода печати цветных фильмов гидротипным способом соответствовало общенародным интересам, хотя это и было удобным для группы работников кинокопировальной промышленности.

В переходных условиях экономической реформы предоставление, с одной стороны, большей самостоятельности предприятиям и, с другой,— отсутствие насыщенного рынка, сохранение дефицитов и монополий создает опасность нанесения значительного ущерба общенародным интересам в области кинематографии под действием групповых интересов.

В 1986 г. неправильными действиями бывшего руководства Госкино СССР был нанесен существенный ущерб перспективным работам по созданию голографического кинематографа. В течение трех лет в НИКФИ уничтожалось ценное уникальное оборудование, а в это же время французские и английские специалисты сняли 12 игровых и 4 научно-исследовательских коротких голографических фильма. Только в 1988 г. исследования в области голографического кинематографа начали в НИКФИ возобновляться.

Одним из серьезных недостатков в работе НИКФИ на протяжении многих лет является дисбаланс в деятельности института, а именно: эффективность работы НИКФИ в области техники фильмопроизводства существенно ниже, чем в области демонстрирования кинофильмов. Если в разные годы в отдельных областях фильмопроиз-водства (новые виды кинематографа, осветительные киносъемочные приборы, комплексы аппаратуры перезаписи и озвучивания фильмов) ведущая роль института была очевидна, то в таких важнейших направлениях, как создание киносъемочных аппаратов и прочей операторской техники, аппаратуры первичной записи звука, НИКФИ не проявил необходимой активности и своей ведущей роли.

НИКФИ не проявил себя и инициатором в разработке новых принципов экономической системы в кинематографии. Экономика кинематографии, которая многие годы сильно отставала от требований фильмопроизводства, кинопроката, киносети, не была направлена институтом требуемым образом не только в практическом, но и в идейном отношении, особенно в условиях экономической реформы.

Одной из причин затруднений, возникающих в работе НИКФИ в настоящее время, является все большее рассредоточение усилий на решение отдельных разрозненных задач. Наряду с положительным влиянием хозрасчета на усиление материального стимулирования разработок возникла угроза отхода НИКФИ от решения крупных комплексных наиболее актуальных проблем в результате погони за выгодными работами сегодняшнего дня.

Многолетний опыт работы НИКФИ показал, что существенное продвижение вперед советской кинотехники всегда было результатом выполнения крупных комплексных разработок, в которых участвовала значительная часть коллектива института, его опытного производства. Выполнение таких важных разработок в содружестве с киностудиями и промышленными предприятиями сплачивало трудовой коллектив в единое целое, в котором частные интересы были подчинены интересам коллектива, решению единой важной проблемы.

Пути подъема деятельности НИКФИ

Подъем техники советской кинематографии на современный уровень можно осуществить лишь на основе реформы кинематографии, включая реформу НИКФИ как важнейшего условия преодоления отставания отрасли.

Сущность подъема деятельности НИКФИ представляется не только как укрепление хозрасчета и самофинансирования для усиления материальных стимулов повышения интенсивности работы института. Должны быть выделены значительные централизованные средства на решение в НИКФИ крупных комплексных проблем, определяющих важнейшие этапы научно-технического прогресса в кинематографии. Эти средства могут формироваться как фонд научно-технического прогресса за счет отчислений от валового денежного сбора киносети. Для существенного продвижения впереди вывода советской кинематографии на передовые позиции совершенно необходимо развивать в НИКФИ фундаментальные исследования, сосредоточить усилия коллектива на решении крупных комплексных проблем кинематографии, укреплять связи института с киностудиями, промышленными предприятиями кинематографии и смежных отраслей, с организациями Академии наук СССР. Одно из направлений подъема уровня советской кинотехники — развитие международных связей. Очевидно, что должны по-прежнему укрепляться научно-технические связи с кинотехническими организациями социалистических стран. Очень полезным будет продолжение участия НИКФИ в научно-технических конференциях Международного союза кинотехнических ассоциаций (УНИАТЕК), Американского общества инженеров кино и телевидения (СМПТИ), Британского общества инженеров кино, телевидения и звука (БКСТС) и др.

Новой эффективной формой сотрудничества в области техники кинематографии является в условиях реформы установление прямых научных и производственных контактов НИКФИ с фирмами как социалистических, так и капиталистических стран. Большое значение будет иметь и создание совместных предприятий с зарубежными фирмами по разработке и изготовлению различных технических средств кинематографии.

Одно из важных условий ускорения научно-технического прогресса в кинематографии — коренное изменение экономической системы в отрасли. Благодаря инициативе ряда художественно-творческих работников кино, киностудий страны на практике реализуются важные предложения по новой экономической модели кинематографии. Однако сделанные предложения не привели еще к созданию законченной экономической системы кинематографии. В новых условиях хозрасчета и самофинансирования в конечном счете источником, покрывающим все затраты в отрасли, должны стать денежные поступления от продажи билетов в кинотеатрах.

Для того чтобы экономические факторы необходимым образом стимулировали как художественно-творческие достоинства кинофильмов, их привлекательность для зрителей, так и совершенствование технических средств кино, по мнению автора, должна быть коренным образом пересмотрена принятая в стране практика установления цен на билеты и распределения денежных средств, полученных от их продажи. Должна быть введена большая дифференциация цен на билеты, которая бы не препятствовала съемке особо сложных дорогих фильмов наряду с обычными фильмами и стимулировала бы повышение комфорта для зрителей и вместе с тем не оттолкнула бы от кино менее обеспеченных зрителей, молодежь, детей.

В связи с большим отставанием технических средств кинематографии следовало бы установить пониженный уровень налогов с предприятий за выполнение работ по оснащению кинематографии новым оборудованием. Целесообразно освободить предприятия промышленности от налогов на ту часть доходов, которая передается НИКФИ и другим институтам для создания перспективных фундаментальных исследований, направленных на создание техники кинематографии будущего.

Мы считаем, что полный перевод финансирования института на прямые договоры с отдельными предприятиями не может обеспечить необходимого научно-технического прогресса кинематографии.

Сложность решения экономической системы кинематографии обусловливается ее многокритериальностью. Кинематография как отрасль культуры должна развиваться под действием, как экономических, так и идеологических факторов.

Деятельность НИКФИ должна быть организована так, чтобы в его работе доминировали требования решения наиболее актуальных задач развития кинематографии. В оставшиеся годы XX века, по-нашему мнению, работы по развитию техники кинематографии должны быть распределены по следующим направлениям:

совершенствование техники кинематографии, основанной на традиционных оптико-механических и химико-фотографических процессах; подъем ее до уровня современных требований;

создание систем кинематографа, основанных на использовании видеотехники, электроники, а также химико-фотографических процессов; использование в единых системах различных методов киносъемки фильмов и изготовление копий фильмов разных видов для показа в киносети, видеосалонах и по телевидению; изыскание новых принципов регистрации изображения и звука;

компьютеризация кинематографических процессов: широкое использование компьютерной техники в киносъемочных и кинокопировальных процессах; развитие цифровых систем обработки изображения и звука, включая стереофонию;

создание и развитие систем кинематографа с трехмерным изображением на принципах голографии, стереоскопии и растровой техники; создание единой системы телевидения и кинематографа с трехмерным изображением.

Успешное решение задач в указанных выше направлениях требует их выполнения по государственным заказам.

За 60 лет своей деятельности НИКФИ внес решающий вклад в создание советской кинематографии, ее технической базы для производства и печати кинофильмов и в особенности киносети страны. Главной задачей НИКФИ в течение очередного этапа развития кинематографии в последнем десятилетии XX века следует считать подъем советской кинотехники до современного уровня на основе реформы деятельности НИКФИ и кинематографии в целом.

"Техника кино и телевидения", 1989 г., №12.
Автор: В.Г. Комар
\"Яндекс.Метрика\"