НИКФИ / НИКФИ / История НИКФИ / НИКФИ и развитие отечественного кинематографа

НИКФИ и развитие отечественного кинематографа

В 1929-1940 годы в НИКФИ сформировался коллектив, определились основные научные направления его деятельности. Исследования, проводимые в НИКФИ и их результаты заняли свое место в истории развития кинематографа России.

«Великий немой» заговорил

В 1927 году на смену «немого» кино пришло звуковое, примерно в то же ремя, что и в других странах, где прижился и освоился кинематограф. Звук обозначил новый этап его развития, расширил возможности деятелей искусств.

Большую роль в создании отечественного звукового кинематографа сыграл профессор Павел Григорьевич Тагер, один из изобретателей советских систем звукового кино, много лет проработавший в НИКФИ. Им были разработаны первые методы записи звука и основные принципы звукового кинематографа.

Первый советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь», снятый в 1931 г. киностудией «Мосфильм» (режиссер Н. Экк), был записан по системе, разработанной в НИКФИ Павлом Тагером.

Специалистами НИКФИ разработаны и внедрены методы фотографической и магнитной записи звука кинофильмов, а также создана двухполосная система воспроизведения звука.

В 50-е годы началось строительство крупных залов многоцелевого назначения. НИКФИ создана комплексная система акустического, звукотехнического и кинопроекционного оборудования таких залов, реализованная в 1961 г. в Кремлевском Дворце Съездов. Эта работа была удостоена Ленинской премии.

Кинематограф становится цветным

В предвоенные и военные годы специалистами НИКФИ и киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» под руководством доктора технических наук А.Н. Иорданского, Ф.Ф. Проворова, П.М. Мершина, кандидата технических наук Н.С. Овечкиса, кандидата технических наук К.Л. Мертца, кандидата химических наук. Доцента В.С. Чельцова и других разработаны методы изготовления цветных кинофильмов, в том числе двуцветный виражный способ получения цветных изображений и гидротипный способ, основанный на съемке трех цветоделенных изображений. В 1936 г. на киностудии «Мосфильм» снят полнометражный цветной кинофильм «Груня Корнакова» (оператор Ф.Ф. Проворов). В 1937 г. изготовлено уже несколько цветных кинофильмов: «Теремок», «Первая охота» («Ленфильм»),  «Лиса и волк»,  «Завещание»,  «Сказка о рыбаке и рыбке»  («Мосфильм»), в 1944 г. – «Иван Никулин – русский матрос»  («Мосфильм»). В первые послевоенные годы разработан субтрактивный процесс получения цветных изображений на многослойных пленках, принципы создания цветных пленок.

Эти работы явились основой для современного цветного аналогового кинематографического процесса и обеспечили возможность быстро и успешно освоить в широком промышленном масштабе производство цветных многослойных кинопленок и их химико-фотографическую обработку.

НИКФИ совместно с промышленностью было разработано большое количество различных типов киноаппаратуры, оборудования, приборов, технологических процессов для перехода кинематографии от черно-белого к цветному изображению.

Кинематограф становится объемным

В 30-е годы в НИКФИ начаты первые работы по созданию объемного стереоскопического кинематографа: сначала анаглифическим (проф. Е.М. Голдовский, В.Л. Левингтон), затем поляризационным (проф. Н.А. Валюс) и растовым методами. Растовый метод стереоскопического кинематографа (без очков) изобретен в 1935 г. С.П. Ивановым, который за эту работу был удостоен Государственной премии СССР.

Первый стереоскопический кинотеатр «Москва» по методу С.П. Иванова был открыт в Москве в 1941 году. Работы по созданию безочкового метода проводились под руководством кандидата технических наук Б.Т. Иванова.

Для показа в стереокинотеатрах были сняты на 35-мм пленке художественные стереофильмы «Концерт» (1940), «Робинзон Крузо» (1947) и другие.

В 1962 г. выпущен первый широкоэкранный стереоскопический фильм «Вечер в Москве», основанный на поляризационном методе, разработанном НИКФИ и киностудией «Мосфильм».

В 1966 г. НИКФИ и «Мосфильмом» разработана система стереоскопического кинематографа, основанная на использовании 70-мм кинопленки (под руководством кандидата технических наук А.Г. Болтянского). В 70-х гг. в СССР было снято 10 полнометражных стереокинофильмов (поляризационным методом) и открыты 10 стереоскопических кинотеатров по системе «Стерео-70», системе, благодаря которой в 1991 г. НИКФИ был удостоен премии Американской кино-академии Оскар.

Кинематограф меняет формат кадра

Системы и технические средства широкоэкранного, широкоформатного и других типов кинематографа впервые созданы в НИКФИ.

В 1953 г. в НИКФИ были начаты работы по созданию широкоэкранного, с 1957 г. – широкоформатного кинематографа.

В 1956 г. в кинотеатре «Художественный» в Москве демонстрировался первый экспериментальный широкоэкранный кинофильм «Илья Муромец», снятый по системе НИКФИ. Первый широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» снят в 1961 г.

Системы панорамного, кругорамного, вариоскопического и поликадрового («Совполикадр») кинематографа с успехом демонстрировались на многих всесоюзных и международных выставках и фестивалях.

Работы по созданию советских систем кинематографа выполнены НИКФИ под руководством профессора Е.М. Голдовского, профессора В.Г. Комара, кандидатов технических наук Г.Л. Ирского и Н.Д. Бернштейна и других.                    

\"Яндекс.Метрика\"